Назад

2. Теория спроса и предложении. Рыночное равновесие. Эластичность спроса и предложения.

Спросом называется количество товаров и услуг, которое будет куплено по определенной цене за определенный период времени.

Закон спроса - при прочих равных условиях спроса на товары количество покупаемых товаров и услуг зависит от уровня их цен (или чем выше цена товара, тем ниже спрос).

Это происходит по двум причинам:

Закон спроса не действует при ажиотажном спросе вызванным ожидаемым повышением цен для некоторых редких и драгоценных товаров.

На изменение спроса влияют следующие неценовые факторы:

Предложением называется количество товаров и услуг, которое производители готовы продать по определенной цене за определенный период.

Закон предложения - при прочих равных условиях предложение изменяется в прямой зависимости от изменения цен (по мере роста цен увеличивается предложение).

Равновесная рыночная цена (рыночное равновесие цен) - это цена, при которой по каждому данному товару на рынке нет ни излишка, ни дефицита. Она останавливается в результате уравновешивания спроса и предложения как денежный эквивалент строго определенного количества товара.

Спрос и предложение уравновешиваются под влиянием конкурентной среды рынка, вследст¬вие чего о цене говорят, как о конкурентном рыночном равновесии. При прочих равных условиях равновесная рыночная цена устанавливается при таком соот¬ношении спроса и предложения, когда количество товаров, которое покупатели хотят приобрести, соответствует тому их количеств, которое производители предлагают на рынке. При этом на рынке отсутствуют тенденции изменения цен и количества товаров.

Степень реакции одной экономической величины на изменение другой, называ¬ют эластичностью. Эластичность показывает, на сколько процентов измениться одна переменная величина при изменении другой на один процент.

Коэффициент эластичности спроса - отношение процентного изменения спроса к процентному изменению цены.

Е=% спрос/ % цена

Основными факторами ценовой эластичности спроса явл.:

Коэффициент эластичности предложения - отношение процентного измене¬ния предложения к процентному изменению цены.

Е= % предложение/ % цены

Основной фактор, влияющий на эластичность предложения - временной период.

Существует три вида временных периодов: краткосрочный, среднесрочный долгосрочный. Краткосрочный период слишком короткий для осуществления фирмой изменений в объеме выпускаемой продукции.

Назад
Hosted by uCoz