Назад

4. Монополия, ее организационные формы последствия. Антимонопольная политика государства

Монополия, как вид экономической структуры рынка – определенный тип экономических отношений, который дает возможность одному из участников этих отношении диктовать свои условия на рынке определенного товара.

Основные черты монополии:

Существует естественная монополия, которая обладает редкими производст¬вами или редкими ресурсами (очень устойчивая), и искусственная монополия - это сосредоточение в чьих-то руках только рынка сбыта или только производст¬ва (может быть устойчивой, случайной, всеобщей).

Организационные формы монополии:

  • Картель - это такое монополистическое объединение, где производитель дого¬варивается о рынках сбыта, о ценах, о том кому и где продавать (и производст¬венная и коммерческая самостоятельность)
  • Синдикат - монополистическое объединение, когда производители производят сами, но лишаются коммерческой самостоятельности, те продают продукцию через конторы синдикатов.
  • Трест - монополистическое объединение, где образуется совместная собственность предпринимателей на средства производства и на готовую продукцию (лишаются и коммерческой и производственной самостоятельности).
  • Концерн создается союз форм независимых предпринимателей в различных отраслях, но в рамках, которых головная фирма организует финансовый контроль за всеми участниками.

    Недостатки МОНОПОЛИИ:

    Преимущества МОНОПОЛИИ:

    Учитывая двойственный характер монополистических объединений, правитель¬ства стран с развитой рыночной экономикой стараются в какой-то мере противо¬стоять монополизму, поддерживая и поощряя конкуренцию. Важнейшим сред¬ством регулирования деятельности монополии явл. антимонопольное законода¬тельство, основы которого заложены в законодательных актах Верховного Совета РФ. Антимонопольное законодательство представля¬ет собой пакет законов, который выступает как средство поддержания государ-ством баланса между конкуренцией и монополией, как средство установления официальных «правил игры» на рынке. Хотя конкретный характер и содержание антимонопольного законодательства в различных странах имеют свои особенно¬сти, можно выделить общие для всех стран основы этого законодательства охрана и поощрение конкуренции:

  • - контроль над фирмами, занимающими господ-ствующее положение на рынке
  • - контроль над ценами
  • - защита интересов потре¬бителей
  • - зашита интересов и содействие развитию среднего и мелкого бизнеса.

    В России в марте 1991 был принят закон «О конкуренции и ограничении моно¬полистической деятельности на товарных рынках». Его цель - определение организационных и правовых основ предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

    Назад
    Hosted by uCoz