Назад
4. Монополия, ее организационные формы последствия. Антимонопольная политика государства
Монополия, как вид экономической структуры рынка – определенный тип экономических отношений, который дает возможность одному из участников этих отношении диктовать свои условия на рынке определенного товара.
Основные черты монополии:
- - функционирует только одна фирма
- - производимый продукт явл. уникальным, его нечем заменить.
- - жесткий контроль над ценой
- - вступление в монополистическую отрасль новых предприятий блокируется экономическими финансовыми и другими преградами
Существует естественная монополия, которая обладает редкими производст¬вами или редкими ресурсами (очень устойчивая), и искусственная монополия - это сосредоточение в чьих-то руках только рынка сбыта или только производст¬ва (может быть устойчивой, случайной, всеобщей).
Организационные формы монополии:
Картель - это такое монополистическое объединение, где производитель дого¬варивается о рынках сбыта, о ценах, о том кому и где продавать (и производст¬венная и коммерческая самостоятельность)
Синдикат - монополистическое объединение, когда производители производят сами, но лишаются коммерческой самостоятельности, те продают продукцию через конторы синдикатов.
Трест - монополистическое объединение, где образуется совместная собственность предпринимателей на средства производства и на готовую продукцию (лишаются и коммерческой и производственной самостоятельности).
Концерн создается союз форм независимых предпринимателей в различных отраслях, но в рамках, которых головная фирма организует финансовый контроль за всеми участниками.
Недостатки МОНОПОЛИИ:
- - Ограничивает выпуск продукции и устанавливает более высокую цену в силу своего монопольного положения на рынке, что приводит к нерациональному распределению ресурсов и обуславливает усиление неравенства доходов;
- - Снижает жизненный уровень населения
- - Фирмы-монополисты не всегда используют в полной мере возможности для обеспечения НТП (научно-технического прогресса), т.к. не имеют достаточных стимулов для повышения эффективности за счет НТП, т.к. нет конкуренции.
Преимущества МОНОПОЛИИ:
- - Продукция высокого качества
- - Монополизация воздействует на повышение эффективности производства, только крупная фирма на защищенном рынке обладает достаточными средства¬ми для успешного проведения исследований и разработок
- - Крупные масштабы производства позволяют снижать издержки и в целом экономить ресурсы
- - Крупные монополистические объединения играют роль своеобразного буфера, сдерживая падение производства и увеличение безработицы во время кризиса.
Учитывая двойственный характер монополистических объединений, правитель¬ства стран с развитой рыночной экономикой стараются в какой-то мере противо¬стоять монополизму, поддерживая и поощряя конкуренцию. Важнейшим сред¬ством регулирования деятельности монополии явл. антимонопольное законода¬тельство, основы которого заложены в законодательных актах Верховного Совета РФ. Антимонопольное законодательство представля¬ет собой пакет законов, который выступает как средство поддержания государ-ством баланса между конкуренцией и монополией, как средство установления официальных «правил игры» на рынке. Хотя конкретный характер и содержание антимонопольного законодательства в различных странах имеют свои особенно¬сти, можно выделить общие для всех стран основы этого законодательства охрана и поощрение конкуренции:
- контроль над фирмами, занимающими господ-ствующее положение на рынке
- контроль над ценами
- защита интересов потре¬бителей
- зашита интересов и содействие развитию среднего и мелкого бизнеса.
В России в марте 1991 был принят закон «О конкуренции и ограничении моно¬полистической деятельности на товарных рынках». Его цель - определение организационных и правовых основ предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Назад