Назад

6. Фирма как субъект и объект рыночных отношений. Классифика¬ция фирм. Внешние и внутренние факторы деятельности фирмы.

Предприятие (фирма) - это самостоятельный хозяйствующий объект, создан¬ный предпринимателем или объединением предпринимателей, для выполнения работ и услуг, производства продукции с целью удовлетворения потребностей и получения прибыли (фирма - это относительно обособленная и целостная система технологических и социально экономических отношений выступающая в качестве хозяйственной единицы производителя продаваемых пли передавае¬мых потребителям продуктов и услуг)

На входе любой фирмы находятся экономические ресурсы, а на выходе - результат деятельности (товары услуги информация) На предприятие влияет так же внешняя среда экономические, политические, правовые факторы биржи банки, страховые предприятия инфраструктуре. С этой точки зрения фирму можно рассматривать как объект рыночных отношении.

Предприятие можно рассматривать как субъект рынка с экономической, технической и социальной стороны

  • - как техническую систему предприятие характеризуют специфические уровни технического развития, особенности технологий, организация производства назначение готовой продукции, техническое оборудование.
  • - как экономическая система предприятие характеризуется рентабельностью, уровнем затрат на производство, величиной прибыли уровнем эффективности производства.
  • - предприятие - специфическая социальная система, которая характеризуется определенным уровнем профессионально-квалификационной подготовки социально-психологическим климатом, уровнем трудовой дисциплины и т.д.

    Предприятия отличаются друг от друга по целям и характеру функционирования.

    Классификация фирм:

  • По отраслевой принадлежности предприятия подразделяются на предприятия производственной и социальной сферы.
  • По типу и виду производимых предприятием продуктов или услуг промыш¬ленные, сельскохозяйственные, кредитно-финансовые, транспортные, собствен¬но отраслевые.

    Размеры предприятии определяются в первую очередь количеством занятых на них. Как правило по этому признаку предприятия подразделяют на мелкие (до 50 занятых), семейные (до 10 занятых), средние (50 - 500), крупные (500 -1000 и выше).

    Внешние и внутренние факторы деятельности фирмы.

    Каждое предприятие, как автономная система действует в определенной окружающей среде (внешней среде). Внешняя среда - совокупность действия множе¬ства факторов политического, экономического социального и технического характера. При анализе внешней среды выявляют факторы, воздействующие на деятельность предприятия и ее результаты, факторы, составляющие угрозу для предприятия, факторы создающие дополнительные условия для развития.

    Внешние факторы делят на две группы:

  • - факторы прямого воздействия на предприятие, можно оценить степень и влияние (поставщики, потребители, конкуренты).
  • - факторы косвенного воздействия - это те факторы, которые трудно оценить количественно, но которые в будущем могут оказать сильное влияние на дея¬тельность предприятия. Это экономическая ситуация в стране, уровень инфля¬ции динамика курса национальной валюты социальный климат в обществе, политические решения и т.д.

    Поставщики ресурсов. Из внешней среды предприятия получают сырье, инвестиции, работников. Качество, количество и цена ресурсов определяют дальнейшую эффективность деятельности предприятия.

    Конкуренты оказывают влияние на результаты предприятия через снижение цен на товары, повышение качества, расширения ассортимент, путем захвата рынка сбыта

    Факторы внешней среды характеризуются взаимосвязью и взаимозависимо¬стью факторов сложностью внешней среды подвижностью внешней среды, неопределенностью среды.

    Внутренняя среда - это те факторы, которые действуют внутри предприятия. Ее оценка необходима для определения сильных и слабых сторон предприятия. Она характеризуется пятью сферами:

    Маркетинг оценивается по объему продаж и доли предприятия на рынке, ассортименту, уровню предпродажного и послепродажного обслуживания, по разработке нового вида товара, уровню сбыта и рекламы.

    Производство характеризуется техническим уровнем оборудования, степенью износа, прогрессивностью применяемой технологии, качеством продукции, потерями сырья в процессе производства, выходом готовой продукции, прогрес-сивностью используемых материалов.

    Финансы характеризуется уровнем платежеспособности, ликвидности и финан¬совой устойчивости.

    Человеческие ресурсы характеризуются профессиональным составом, уровнем компетентности руководящего состава, уровнем профессионализма работников, принятой системой подготовки кадров, морально-психологическим климатом коллектива.

    Имидж складывается через качество продукции, через потребителей, через сотрудников фирмы, через рекламу, через способность предприятия выполнять свои обязательства.

    Назад
    Hosted by uCoz