Инфляция - это обесценение денег, снижение их покупательной способности. Обычно инфляция имеет в своей основе не одну, несколько взаимосвязанных причин, и проявл. она не только в повышении цен - наряду с открытой, ценовой имеет место скрытая, пли подавленная инфляции проявляющаяся, прежде всего в дефиците ухудшении товаров. Но не всякое повышение цен служит показателем инфляции. Цены могут повышаться в силу улучшения качества продукции, ухудшения условий добычи топливно-сырьевых ресурсов изменения общест¬венных потребностей.
С позиции темпа роста цен выделяют три вида инфляции: умеренная (цены растут менее 10% в год, стоимость денег сохраняется, отсутствует риск подпи-сания контрактов в номинальных ценах), галопирующая инфляция (рост цен измеряется сотнями процентов в год, контракты «привязываются» к росту цен, деньги ускоренно материализуются), гиперинфляция (цены растут астрономиче¬скими темпами (50% в месяц) расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим).
По степени сбалансированности роста цен выделяют два вида инфляции сбалансированная (цены различных товаров относительно друг друга остаются неизменными) и несбалансированная (цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу причем в различных пропорциях).
С точки зрения ожидаемости и предсказуемости выделяют ожидаемую ин¬фляцию (предсказывается и прогнозируется заранее) и неожидаемую.
Различают два типа инфляции инфляция спроса и инфляция предложения. Инфляции спроса имеет место в том случае, когда денежные походы населения и предприятий растут быстрее, чем реальный объем товаров и услуг. Обычно этот тип инфляции имеет место при полной занятости. Причем спрос может быть увеличен как от лица государства (рост военных и социальных заказов), так и от лица предпринимателя (например, повышение спроса на товары). Инфляция предложения означает рост цен спровоцированный увеличением издержек производства в условиях недоиспользования производственных ресурсов. Цены растут из-за увеличения издержек на единицу продукции, за счет этого сокращается прибыль и объем продукции, которые предприятия готовы предложить при существующем уровне цен. В результате уменьшается предложение товаров и услуг, и увеличиваются цены.
Социально-экономические последствия инфляции.
Антиинфляционные мероприятия - стабилизация и стимулирование произ¬водства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфра-структуры повышение ответственности предприятий за результаты хозяйствен¬ной деятельности изменение обменной» курса рубля, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.
Назад